Что такое катализатор: когда нужна его замена

Что такое катализатор: когда нужна его замена

В Европе обязанность оснащать все автомобили каталитическим конвертером (нейтрализатором выхлопных газов) появилась еще в середине 1990-х годов. Но, например, в США начали использовать катализаторы намного раньше, своевременно поняв, что с вредными веществами в выхлопных газах автотранспорта нужно что-то делать. В нашей же стране до конца 1990-х у автопроизводителей не было обязанности устанавливать катализаторы выхлопных газов. И только с появлением единых таможенных регламентов все начало меняться. В итоге сегодня на российском рынке практически все новые автомобили оснащены каталитическими нейтрализаторами. 

Смотрите такжеВнутри автомобиля пахнет тухлыми яйцами: что случилось?

Правильное название этого компонента – каталитический нейтрализатор, потому что его работа основана на реакции веществ, содержащихся в выхлопных газах, с катализатором. Каталитические вещества в нейтрализаторе вредных веществ в выхлопной системе транспортного средства чаще всего являются драгоценными металлами. 

Для чего нужен катализатор?

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Разумеется, для снижения вредности выхлопных газов, выделяемых двигателем внутреннего сгорания. Выхлопные газы включают в себя такие вредные для окружающей среды вещества, как углеводороды, оксиды азота, а также оксид углерода. Чтобы очистить дымовые газы, нужны соответствующие химические реакции, которые уменьшат количество этих соединений.

Лямбда-зонд (датчик кислорода) играет ключевую роль в работе этого устройства, которое обеспечивает правильный состав топливовоздушной смеси в процессе сгорания.

 В бензиновых двигателях используются трехфазные катализаторы (Трехмаршрутные катализаторы – TWC ), которые, помимо прочего, окисляют углеводороды до воды и углекислого газа и уменьшают количество оксидов азота в выхлопе. 

В свою очередь, в дизельных автомобилях также используются реакторы окисления. Они окисляют частицы окиси углерода и углеводороды. Благодаря работе на бедной смеси катализаторы, применяемые в дизельных двигателях, к сожалению, не могут одновременно снизить выбросы других вредных веществ. Поэтому используются другие устройства, такие как сажевые фильтры (DPF). 

Проблемы с катализаторами

Что такое катализатор: когда нужна его замена

В прошлом катализаторы выдерживали не очень долгий срок службы. Сейчас в современных автомобилях их срок службы может достигать 250-300 тысяч километров и даже больше. 

Что убивает катализатор раньше времени? Прежде всего это частое использование автомобиля на небольших расстояниях, когда двигатель не имеет возможности прогреться до рабочей температуры и работает на богатой смеси.

 В таких ситуациях остатки несгоревшего топлива достигают каталитического нейтрализатора, которые сгорают только при контакте с внутренней частью катализатора, называемой керамическим монолитом.

 К сожалению, такой процесс оказывает очень пагубное влияние на долговечность этого элемента.

Катализатор также может быть поврежден при въезде в глубокую лужу, когда он очень горячий, или если зацепить его об бордюр или ударить на неровной дороге.

Отказ каталитического нейтрализатора также может быть следствием неисправности системы зажигания двигателя. Вот почему так важно регулярно проверять, помимо прочего, состояние свечей зажигания. Дело в том, что отсутствие зажигания на одном из цилиндров двигателя заканчивается попаданием несгоревшего топлива в выхлопную систему машины, включая катализатор.

Смотрите такжеДвигатели Евро-5 и Евро-6: В чем разница?

В том числе источником многих проблем может стать установка газового оборудования (особенно оборудования, использующего сжатый газ). Например, если газовое оборудование установлено неправильно или неправильно работает, катализатор автомобиля изнашивается быстрее. Так что фактически все, что связано с попаданием несгоревшего топлива в выхлопную систему, повреждает катализатор. 

Вырезать катализатор – хорошая или плохая идея?

Что такое катализатор: когда нужна его замена

С технической точки зрения катализатор не является необходимым устройством. Двигатель будет работать правильно и без него, а при вырезке старого нейтрализатора двигатель будет работать еще лучше. 

Но одной вырезкой не обойтись. Особенно когда речь идет о современных автомобилях, оснащенных несколькими лямбда-зондами (установленными до и после катализатора) экологическим классом не ниже Евро-3. После вырезки катализатора вам не просто придется вырезать катализатор, но и вмешаться в работу электроники.

Например, необходимо установить так называемую электронную «обманку» лямбда-зондов. И чем новее автомобиль (значит, выше евростандарт экологического класса), тем больше сложностей после вырезки катализатора. Но инженеры-электронщики, которые занимаются демонтажем катализаторов, справляются с этим очень эффективно.

Главным плюсом вырезания катализатора является небольшой скачок мощности и крутящего момента двигателя. Также автомобиль с вырезанным нейтрализатором получит более приятный, но более громкий звук выхлопа.

Но не переживайте, никаких проблем с выхлопной системой после демонтажа этого компонента не будет. Более того, вырезанный катализатор можно будет продать за немалые деньги из-за наличия в нем драгоценных металлов.

Вбейте в поиск запрос «куплю катализатор» и вы будете удивлены, сколько контор занимаются скупкой старых катализаторов. Причем за приличные деньги. 

Однако в удалении каталитического нейтрализатора выхлопных газов есть не только преимущества. Например, вмешательство в электронику автомобиля в конечном итоге может вызвать некоторые проблемы в процессе сгорания топливной смеси.

Также будьте готовы, что спустя время ваш автомобиль без катализатора может начать потреблять больше топлива. Правда, этот эффект появляется не на всех автомобилях. Но главное – без катализатора ваш автомобиль будет выбрасывать в окружающую среду больше вредных веществ.

А вот как раз из-за этого у автовладельца могут быть проблемы с законодательством. 

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Автомобиль, оснащенный катализатором на заводе, как правило, проходит перед началом продаж на рынке сертификацию, в рамках которой проверяются многие параметры безопасности и соответствие принятым в стране ГОСТам. В том числе производятся замеры вредных веществ в выхлопной системе, для того чтобы уровень СО2 соответствовал установленному в России экологическому классу. 

Вырезав катализатор, вы рискуете, что уровень вредных веществ в выхлопе не будет соответствовать установленным нормам. В этом случае автомобиль не сможет пройти легально техосмотр. Правда, в нашей стране, где техосмотр можно просто купить, это, наверное, не проблема. Да, в скором времени в нашей стране ужесточится порядок прохождения техосмотра.

Но мы не думаем, что в ближайшие годы что-то изменится в лучшую сторону. Скорее всего, техосмотр по-прежнему можно будет купить в любом пункте техосмотра.

Если же вы сторонник соблюдения законодательства и всегда проходите техосмотр, как требует закон, то, вырезав катализатор, рискуете не получить диагностическую карту в связи с превышением в выхлопе уровня вредных веществ. 

Есть ли другой способ заменить старый катализатор на новый и получить преимущества?

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Конечно. Например, можно купить не оригинальный заводской катализатор, а универсальный или спортивный нейтрализатор выхлопных газов, которые для многих моделей автомобилей стоят гораздо меньше некоторых оригинальных катализаторов. 

Некоторые могут быть удивлены сочетанием слов  «катализатор» и «спорт», потому что хорошо известно, что катализатор со спортом имеет мало общего. Но это мнение дилетантов и любителей уличных гонок.

В реальном автоспорте все спорткары также должны соответствовать действующему законодательству, а поэтому должны быть оснащены катализатором.

Даже автомобили WRC, которые обычно не имеют ничего общего с обычными дорожными транспортными средствами, имеют катализаторы. 

Мнение эксперта:

Артем Беркутов, эксперт компании по ремонту выхлопных систем AutoExx:

– Одна из более дешевых альтернатив оригинальному катализатору – это покупка универсального каталитического нейтрализатора. Правда, есть риски. Неоригинальный катализатор должен идеально подходить к выхлопной системе вашего автомобиля.

К сожалению, установить неоригинальный катализатор не всегда возможно. Причем даже если размеры катализатора могут быть одинаковыми, он может не подойти, например, из-за неточных размеров (диаметров) труб выхлопной системы.

Также не стоит забывать, что установка неоригинального катализатора может лишить автовладельца заводской гарантии. 

Также нужно помнить, что датчики контроля расхода газа (датчики кислорода), которые идеально работали с оригинальным катализатором, могут начать неправильно функционировать в неоригинальном нейтрализаторе. Например, это может быть из-за различия в емкости аналогового катализатора. Также дополнительные проблемы могут появиться в двигателях с турбонаддувом.

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Ну и, наконец, каталитический нейтрализатор должен соответствовать евростандартам выбросов (экологический класс), установленным для вашего автомобиля, а также иметь работающие лямбда-зонды, установленные  в тех же местах, которые предусмотрены автопроизводителем.

Если мы примем во внимание все условия, которые должны быть выполнены при установке неоригинального катализатора, чтобы процесс очистки выхлопных газов проходил правильно, возникает вопрос: не лучше ли заплатить больше, чтобы купить оригинальный катализатор, вместо приобретения аналогового компонента, с которым может быть куча проблем?

Однако, если расходы на покупку нового катализатора для вас неприемлемы, у вас два варианта: вырезать катализатор, установив вместо него простую трубу, заглушку и т. п.

, с оснащением выхлопной системы обманкой лямбда-зондов, или приобрести неоригинальный нейтрализатор. В этом случае без квалифицированной помощи вам не обойтись.

Обратитесь к специалисту, который посоветует вам и расскажет, есть ли смысл вырезать или покупать неоригинальный катализатор для вашего автомобиля.

Источник: http://www.1gai.ru/baza-znaniy/523070-dlja-chego-nuzhen-katalizator-i-mozhno-li-ego-vyrezat.html

Что такое катализатор на автомобиле, зачем он нужен и что будет, если его убрать

Автомобиль в системе выхлопа имеет каталитический нейтрализатор, который часто выходит из строя из-за некачественного топлива. Давайте разберемся, что это такое, для чего нужен и что делать в случае засора.

Что такое катализатор

Катализатор предназначен для очистки вредных выхлопов. Он расположен в системе выпуска, в процессе его работы происходят химические реакции: опасные вещества переходят в безопасные формы, после чего выбрасываются вместе с выхлопом. Пройдя этот путь выхлопные газы становятся чище. И как результат, автомобиль наносит меньший вред окружающей среде. 

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Схема катализатора

Нейтрализатор работает только после нагрева до 300°C, сразу после запуска двигателя очистка не происходит.

Устройство каталитического нейтрализатора

Основой катализатора являются керамические или металлические соты. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Эти металлы обладают высокой химической активностью. Касаясь напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию. Часть элементов, образовавшихся при сгорании топлива, связывается.

Читайте также:  Как заменить сальник коленвала правильно (задний, передний)

Современные катализаторы трехкомпонентные.

  • Первый элемент связывает оксиды азота.
  • Второй — удаляет часть несгоревших элементов топлива. В большей части удаляется окись углерода.
  • Третий элемент — это датчик. Он анализирует газы на выходе из катализатора, данные передаются в бортовой компьютер.

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Трехкомпонетные катализаторы

Неисправности катализатора и их причины

Производители пишут, что срок службы нейтрализатора 100–150 тысяч километров. Но на практике проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках. 

В зависимости от особенностей эксплуатации, замена каталитического нейтрализатора может производиться раз в 3–7 лет.

Основной причиной неисправности становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. Это естественный процесс, в результате которого качество выхлопа ухудшается. Бортовой компьютер показывает горящий «чек», а в некоторых случаях и вообще не позволяет мотору работать, выключая зажигание.

Ускоряет процесс выгорания и некачественное топливо. Зачастую у бензина увеличивают октановое число путем добавки свинца, это усиливает нагрузку на катализатор, уменьшая срок эксплуатации. В ситуации с дизельным топливом выход из строя может ускорить сам владелец, используя в зимнее время добавки-«антигель».

В некоторых случаях причиной поломки может стать неисправный двигатель. При неправильно выставленном зажигании и проблемах в системе питания (последнее особенно актуально для дизельных двигателей) выгорание каталитического слоя ускоряется.

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Соты каталитического нейтрализатора

Диагностика автомобильного катализатора

Определить неисправность можно по нескольким признакам:

  • На панели приборов загорелась лампочка “Check Engine”. Она включается при любых ошибках мотора. В нашем случае, как результат нехарактерных показателей датчика, лямбда-зонд. Точно определить, что причина в катализаторе может диагностика сканером.
  • Снижение мощности двигателя. При неисправном катализаторе машина начинает троить, дергаться, хуже разгоняется. Причина в снижении пропускной способности каталитического нейтрализатора, связанной с частичным разрушением сот: они запекаются, забивают проход для выхлопных газов. В итоге мотор «задыхается».
  • Грохот под днищем. Обычно проявляется на высоких оборотах, изредка сразу после запуска. Причина в частичном разрушении керамической конструкции сот. Отпавшие частицы начинают биться о стенки катализатора под воздействием потока газов и центробежных сил.
  • Недостаточно сильный или ровный напор газов из глушителя. При исправном нейтрализаторе, поднеся руку к выхлопной трубе, можно ощутить слабую пульсацию, она возникает вследствие поочередной работы выпускных клапанов. Если поток ровный или ослабленный, вероятно проблема в разрушенных сотах катализатора.

Каталитический нейтрализатор не выходит из строя резко и неожиданно. Обычно перед отказом начинаются мелкие проблемы из списка выше.

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Катализатор в разборе

Оригинал или аналог

Оригинальный катализатор — довольно дорогая вещь. Он не производится в нашей стране, все детали в автомагазинах импортные, поэтому на увеличение цены влияют пошлины.

При этом, в случае использования оригинальной детали, автомобиль сохраняет все режимы работы двигателя. Это положительно сказывается на экологии, а также на ресурсе мотора.

Все описанные ниже способы замены катализатора, носят только ознакомительный характер. Не рекомендуется пользоваться данными методами самостоятельно!

Из-за высокой цены автолюбители ищут альтернативу. Вариантов несколько:

  • универсальный катализатор;
  • пламегаситель.

Под универсальным катализатором подразумевается сразу две группы деталей. Первая — катализатор, подходящий под любой автомобиль. Довольно дорогая вещь, но работает безотказно. Второй вариант — блок с сотами.

В этом случае в старый катализатор устанавливают новые соты. Недостатком данного варианта считается сложность с выбором сервиса для ремонта, не везде возьмутся за такую работу.

Срок службы универсального нейтрализатора 60–90 тысяч километров.

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Съём/Установка катализатора

Более дешевый и распространенный способ — пламегаситель. Он может быть готовым, просто предназначенным для установки вместо катализатора. Другой вариант — установка пламегасителя непосредственно в корпус нейтрализатора. Такой способ несколько сложнее, но позволяет скрыть факт замены детали при продаже автомобиля.

Иногда водители просто выбивают соты из корпуса. Способ дешевый, но может привести к увеличению уровня шума и урону экологии.

Особенности удаления катализатора из выхлопной системы

Ниже рассмотрим, какие нюансы удаления катализатора стоит учитывать. В первую очередь, нужно решить, как будет обходиться лямбда-зонд. После удаления нейтрализатора, датчик будет постоянно выдавать ошибку.

Чтобы обойти датчик, обычно делают обманку. Это проставка, которая отдаляет датчик от выхлопных газов, в результате он фиксирует больше кислорода. Обманку вкручивают на место датчика, и уже в нее устанавливают прибор. Такая система работает стабильно, хоть и имеет большое количество минусов. 

  • Любое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к снятию его с гарантии. Подумайте, что будет, если возникнет неисправность двигателя, которая попадает под гарантийный случай.
  • Невозможность пройти государственный техосмотр. Бортовой компьютер вы обманули, но вот при проверке на стенде, обман вскроется. В итоге, вы получите запрет на эксплуатацию транспортного средства. Со станции СТО, вы поедете уже на эвакуаторе.

Еще можно сделать перепрошивку ЭБУ. В результате система будет считать, имеющиеся показатели за норму. Для такой работы требуются дополнительные знания, а также программное обеспечение.

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Предупреждения на приборной панели

При перепрошивке нарушаются нормальные циклы работы мотора. Он начинает работать в неправильном режиме. Это снижает ресурс силового агрегата примерно в два раза. В результате перепрошивка вместо экономии принесет вам только больше расходов.

Заключение

В случае возникновения проблем с катализатором, необходимо его заменить. Оптимальным решением будет установка оригинального нейтрализатора. Все аналоги и обманки могут привести к ускоренному выходу двигателя из строя, сделают невозможным получение диагностической карты, а также создадут дополнительную нагрузку на экологию.

Источник: https://www.TTS.ru/blog/dvigatel/katalizator-v-avtomobile-zachem-on-nuzhen-i-chto-budet-esli-ego-ubrat/

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Многие автолюбители наверняка слышали про каталитический нейтрализатор (или просто про катализатор) и о том, какую функцию он выполняет в работе выхлопной системы, и автомобиля – в целом.

Однако, о его расположении и подробное описание знает не каждый. Ниже постараемся разложить все по «полочкам»: рассмотрим терминологию, предназначение и меры, которые необходимы при его неисправности.

Итак, что такое катализатор?

Терминология, принцип действия, конструкция

Что такое катализатор? Каталитический нейтрализатор – один из важнейших узлов, который входит в состав системы выхлопа.

Задача данного элемента выхлопа заключается в снижении вредных веществ, которые в виде отработанных газов выходят в атмосферу.

Такими веществами, в частности, являются оксиды азота (NO2 и NO), углеводород (CH), окись углерода (СO) – данные химические элементы обладают крайней токсичностью и являются составными смога.

Принцип действия

Что такое катализатор: когда нужна его замена

Каталитический нейтрализатор состоит из керамической (либо металлической) сотовой конструкции. Она увеличивает площадь взаимодействия отработанных газов с поверхностью, покрытой каталитическим слоем.

Поверх конструкции отлит специальный платиноиридиевый сплав. Все это обеспечивает реакцию окисления окиси азота и углеводорода. Как итог – на выходе получаются вполне экологичные CO2 и N2.

С чем могут быть связаны возможные неисправности каталитического нейтрализатора?

  • Уничтожение каталитического слоя
    Если автомобиль эксплуатируется в соответствии со всеми предписанными правилами, то причиной его неисправности может послужить каталитический слой, который сгорает. Уменьшенная площадь сот, провоцирует неполное выполнение функций. Иными словами, он перестает бороться с выхлопными газами путем их дожигания, в результате чего в атмосферу начинает попадать больше вредных выбросов. В случае превышения установленных значений (запрограммированы в блоке управления) на панель приборов выводится соответствующее предупреждение в виде лампочки-индикатора «Check Engine».
    Диагностика покажет, что блок управления (ЭБУ) хранит в себе код ошибки, которая расшифровывается как «некорректная работа каталитического нейтрализатора».

    В целом катализатор служит достаточно долго при нормальной эксплуатации, которая предусматривает качественное топливо и исправную выхлопную систему. Информация о статусе вредного выхлопа выдается особым датчиком, он называется – лямбда-зонд, и располагается непосредственно под каталитическим нейтрализатором.

  • Неполадки в системе смесеобразования
    Каталитический нейтрализатор может выйти из строя в результате некорректной работы системы образования смеси, а также системы зажигания. Если это происходит, то сотовые ячейки забиваются, что затрудняет процесс окисления смеси катализатором.
  • Плохое топливо. Еще одна причина, в результате которой могут появиться неполадки – низкокачественное топливо.
    Что такое катализатор: когда нужна его замена

    Забитый катализатор

    В нем может содержаться тетраэтилсвинец в количестве, которое превышает допустимые значения. Данное вещество используют с целью повышения октанового числа в бензине. В результате многократных заправок таким бензином, каталитический слой покрывается тетраэтилсвинцом, что и становится причиной некорректной работы каталитического нейтрализатора.

  • Что делать, если катализатор вышел из строя?

    Вряд ли удастся отремонтировать неисправный каталитический нейтрализатор, поэтому единственный выход – это его замена.

    Данная процедура может обойтись в весьма кругленькую сумму из-за сложной конструкции катализатора (фланцевые соединения, бак и выпускной коллектор) а также дорогостоящих металлов в его составе.

    В специализированном автомобильном сервисе могут предложить ряд альтернатив неисправному каталитическому нейтрализатору, но нужно понимать, что вышедший из строя узел восстановлению не подлежит. Итак:

  • Универсальный катализатор
    Это бочка каталитического нейтрализатора. Она вваривается в систему выхлопа отработавших газов на место неисправного узла. Причем, замене подлежит только сам катализатор, а трубка (магистраль) остается нетронутой. Универсальный катализатор – наиболее предпочтительный вариант с точки зрения экономии, хотя все зависит от размеров и характеристик.
  • Пламегаситель. Что такое катализатор: когда нужна его заменаКаталитический нейтрализатор в полном составе удаляется из системы отработавших газов. На освободившееся место монтируется потенциальный резонатор (пламегаситель). Причем, в задачу пламегасителя не входит очищение выхлопных газов – он выравнивает фон выхода отработавших газов и удаляет ненужный фоновый шум.
  • Обманка лямбда-зонда. Решение выгодное экономически, но экология страдает значительно. Обманка может быть в виде проставки (дистанцирует датчик от потоков отработавших газов), или в качестве небольшой схемки, которая включается в себя конденсатор и резистор. Такая схемка способна искажать информацию, поставляемую кислородным датчиком. В результате чего, ЭБУ работает в штатном режиме и принимает полученные данные за приемлемый экологический показатель, тогда как каталитического нейтрализатора может вовсе и не быть.
  • Читайте также:  Раскодировка автомагнитол, как разблокировать по серийному номеру (программа)

    Что происходит с силовым агрегатом при отсутствии катализатора?

    Датчик кислорода (лямбда-зонд) служит с целью выявления кислородной концентрации в составе отработавших газов. Именно посредством балансирования стабильного соотношения воздух/топливо в системе выхлопа обеспечивается корректная работа силового агрегата.

    Вот здесь то и нужен кислородный датчик, находящийся в выхлопной системе. Контроль концентрации кислорода в отработавших газах называется лямбда-регулированием.

    Зачастую, присутствуют два датчика –один расположен непосредственно перед катализатором, а другой – и за ним.

    Датчики необходимы для оптимального соотношения воздуха и горючей смеси, что обеспечивает корректность работы силовой установки.

    Два кислородных датчика в системе

    Бытует мнение относительно того, что датчик, установленный после нейтрализатора, необходим для определения некорректной работы каталитического нейтрализатора. Что ж, данное утверждение соответствует действительности.

    Но что случится при удалении катализатора с ЭБУ? Например, нейтрализатор таки снят – тогда второй датчик выявит неполадку и в автоматическом подстроит смесь для уменьшения степени токсичности выхлопа. Но выполнение данной процедуры возможно лишь посредством увеличения процентного соотношения воздуха в горючей смеси.

    В результате чего смесь обогащается, а это ведет к уменьшению мощностного потенциала двигателя. Проще говоря, ЭБУ переключается в аварийный режим и запускает процесс образования соответствующей усредненной смеси с одной лишь целью – непрекращающейся работы силовой установки. Причем подача топлива является второстепенной задачей.

    Чтобы вернуть приемлемый расход топлива, необходимо вывести силовой агрегат из аварийного режима работы в исходный. Для это вышедший из строя каталитический нейтрализатор подвергается замене, а ЭБУ «перепрошивается» на стандарт Евро-2. Либо ставится спец-обманка на второй датчик кислорода.

    Вердикт — замена

    Итак, мы выяснили что такое катализатор, и для чего он нужен машине.

    Если данный элемент выхлопа работает корректно, то можно говорить о приемлемом расходе топлива, и в целом – о корректной работе всего силового агрегата.

    Если же имеются неполадки, то разумным решением, хоть и не самым дешевым будет его полная замена.

    Источник: http://mttunost.ru/chto-takoe-katalizator-kogda-nyjna-ego-zamena/

    Что такое катализатор

    Что такое катализатор: когда нужна его замена

    Безусловно, многие автовладельцы знают, что такое автомобильный катализатор, а более точное его название каталитический нейтрализатор, какую функцию в себе несет он, и почему необходим в выхлопной системе. Однако далеко не все располагают информацией, где располагается катализатор, каково его предназначение, и что собой представляет, то есть из чего состоит.

    Что такое автомобильный катализатор?

    Рассматриваемый нами узел, а точнее каталитический нейтрализатор является достаточно важным узлом в современной выхлопной автомобильной системе. Данное устройство помогает понизить вред от выделяемых отработанных газов, непосредственно выходящих в атмосферу из выхлопной трубы. Загрязняющими и даже ядовитыми веществами являются: углеводород плюс оксиды азота, а также окись углерода.

    Что такое катализатор: когда нужна его замена

    Каким образом осуществляется работа катализатора

    Начать стоит с главного, в легковом современном авто нужное нам устройство работает по такому принципу: внутри устройства происходит нагрев от накапливаемых газов, далее в нем полностью догорают химические ядовитые вещества, и из трубы выходит уже такая масса, которая целиком и полностью соответствует действующим нормам по экологии.

    Рассматриваемое нами устройство состоит из специализированной конструкции в виде обычных сот, выполненной из металла или прочной керамики.

    Конструкция в разы увеличивает площадь, которая покрыта специальным каталитическим слоем, взаимодействия поверхности и непосредственно отработанных газов. Сверху данной конструкции нанесен платиноиридиевый дорогостоящий специальный сплав.

    Все перечисленное в совокупности помогает окислить углерод и выделяемую окись азота, поэтому на выходе из системы авто получаются такие элементы, как N2 и CO2 – вполне себе экологичные.

    Основные причины неисправного катализатора

    Низкого качества горючее. По возможности следует заправлять свой автомобиль топливом на проверенных заправках, иначе вы рискуете испортить катализатор некачественным горючим.

    Неполадки в системе смесеобразования. Если некорректно работает система образования отработанной смеси, вероятно, еще что из строя вышла система автомобильного зажигания, то можно случиться сбой в работе устройства. Случается, ячейки устройства забиваются, и катализатор не производит окисление смеси.

    Изношен каталитический слой. При неправильной эксплуатации автомашины или по простой причине старения, каталитический слой как бы выгорает. Сокращается площадь сот устройства, и поэтому оно выполняет свою предназначенную функцию не полноценно, то есть перестает бороться активно или вообще с загрязняющими выходящими веществами, и они поступают, согласно логике, в атмосферу.

    В ЭБУ с завода запрограммированы определенные значения, при превышении которых на приборную панель поступает водителю предупреждение, загорается индикатор-лампочка «Check Engine». Далее при проведении компьютерной диагностики, будет выявлено, что ЭБУ сохранил код ошибки, расшифровка, дает понять, в чем причина, она гласит: «некорректная работа катализатора».

    Нейтрализатор при грамотной эксплуатации может прослужить довольно долго, главное полная исправность выхлопной системы авто, и заливалось в авто исключительно качественное горючее. Также важно знать, что информация о так называемом статусе исходящего выхлопа выдается специализированным датчиком, получившем всем известное название лямбда-зонд, и находится он как раз под нейтрализатором.

    Нейтрализатор забитый. Бензин не на всех заправках качественный, для повышения октанового числа иногда недобросовестные компании используют такое вещество, как тетраэтилсвинец.

    При частых заправках таким топливом, начинает скапливаться тетраэтилсвинец в повышенном количестве, которое допускается, затем он покрывает собой практически полностью каталитический слой, и это непременно приводит к не корректной работе устройства, и далее потребуется его замена.

    Что предпринять, если из строя вышел нейтрализатор?

    Отремонтировать катализатор, конечно же, не удастся, единственное, что остается, это заменить его.

    Процедура по замене довольно дорогостоящая, поскольку нейтрализатор, к сожалению, имеет сложную конструкцию, состоящую из выпускного коллектора, самого бака и специализированных фланцевых соединений, плюс в его составе присутствуют дорогостоящие металлы. Скорее всего, в автосервисе вам предложат альтернативу пришедшему в негодность устройству:

    Универсальный нейтрализатор на замену штатному. Речь идет сейчас о бочке устройства. Ее вваривают в выхлопную систему в то определенное место, где стоял нейтрализатор. Заменяется исключительно катализатор, а его магистраль (трубка) остается на месте.

    Универсальное устройство является наиболее предпочтительным вариантом, если исходить из соображения экономии. Однако можно поставить новый катализатор, в некоторых случаях это обойдется не так уж и дорого, как может показаться на первый взгляд.

    Также без проблем меняется катализатор Ниссан Патфайндер.

    Нейтрализатор заменяем на пламегаситель. Из выхлопной системы полностью удаляется катализатор, пламегаситель ставится как раз на его место. В задачу этого потенциального резонатора не входит очищение выходящих газов. Это устройство способно убрать излишний шум и выровнять фон выхода отработанных газов.

    Что такое катализатор: когда нужна его замена

    Обманка для лямбда-зонда. Такое решение самое экономически оправданное, но при этом больше всего пострадает экология.

    Обманка бывает в виде специальной проставки, которая как бы дистанцирует датчик от отработанных газов. Бывает она и в виде схемы с резистором и конденсатором.

    Она искажает информацию, которую поставляет датчик. В результате этого ЭБУ принимает данные как оптимальный экологический показатель.

    Как влияет на мотор отсутствие катализатора?

    Лямбда-зонд (именуемый иначе как кислородный датчик) нужен для выявления концентрации кислорода в составе выходящих отработанных газов. Благодаря стабильному и правильному соотношению топливно-воздушной смеси в выхлопной автомобильной системе и обеспечивается правильная и полноценная работа силовой установки.

    Когда в топливной системе 2 кислородных датчика

    Действительно датчик, располагающийся после нейтрализатора, требуется для определения неправильной работы катализатора. А что будет, когда с ЭБУ удалить катализатор? К примеру, снят нейтрализатор, и 2-ой датчик сразу же выявит неполадку и полностью в автоматическом режиме подстроит смесь, дабы уменьшить токсичность отработанных газов.

    Однако, дабы выполнить эту процедуру, нужно увеличить процентного соотношения в горючей смеси непосредственно кислорода. То есть, ЭБУ переключится в так сказать аварийный режим и запустит процесс образования как бы усредненной так сказать смеси, чтобы работа силового агрегата вообще не прекращалась.

    И в данном случае второстепенной задачей будет стоять подача топлива.

    Дабы вернуть на прежний уровень топливный расход, нужно будет вывести из аварийного режима «движок». Потребуется для этой цели нейтрализатор заменить, а ЭБУ перепрошить на стандарт «Евро-2». Как вариант можно поставить на 2-ой датчик специальную обманку.

    Подведем итоги

    В данном материале мы рассказали, что собой представляет катализатор, и зачем он в автомобиле. Если работает все правильно, то расход топлива будет приемлемый, и в целом мотор будет работать, как положено. Если присутствуют неполадки, то разумнее всего произвести замену.

    Автосервис «Лёха Выхлоп» +74951424327, +79031292000 https://лёха-выхлоп.москва/

    г.Москва, Сокольнический Вал 1к1

    Источник: https://ZamenaRenault.ru/otvety/chto-takoe-katalizator.html

    На каком пробеге лучше вырезать катализатор?

    Многие современные автомобили оснащаются катализатором, основное назначение которого – это связывание тяжёлых соединений и улучшение экологичности автомобиля. Такой фильтр имеет характерную сотовую структуру и редкоземельное напыление.

    Последнее объясняет высокую стоимость таких запчастей, поэтому озвученная стоимость ремонта при замене катализатора может повергнуть в шок даже обеспеченного автовладельца.

    Поговорим о том, как часто нужно менять катализатор и можно ли сократить свои расходы.

    Читайте также:  Подбор свечей зажигания на авто. как выбрать свечи

    Что такое катализатор: когда нужна его замена

    Надежность катализаторов

    В среднем срок службы каталитических нейтрализаторов составляет на сегодняшний день не более 100 000 километров.

    Обычно к этому времени соты фильтра начинают подгорать и приходят в негодность, в итоге катализатор просто не очищает выхлопные газы, что требует его замены или демонтажа.

    Не редкость ситуации, когда при использовании некачественного российского бензина, который содержит большое количество различных примесей, катализатор выходил из строя и требовал замены уже по прошествии 130-140 тысяч километров пробега.

    Также проблемы с надежностью таких нейтрализаторов отмечаются у бюджетных автомобилей. Так, например, на недорогих моделях Kia и Hyundai такие фильтрующие элементы выхлопных газов разваливались уже по прошествии 130000 километров пробега.

    При этом требуется своевременно выполнять ремонт, так как керамическая пыль через выпускной коллектор может попадать в мотор.

    В конечном счете, приходится не только чинить выхлопную систему, но и проводить дорогостоящий ремонт двигателя автомобиля.

    Многие современные автомобили оснащены специальными датчиками, которые определяют неисправность и износ катализатора как поломку мотора, соответственно на сервисном экране автомобиля появляется надпись check engine.

    В подобном случае автовладельцу необходимо сразу же обращаться в сервис, проводить диагностику, менять катализатор или вырезать его, устанавливая специальные обманки.

    А вот игнорируя такие сервисные сообщения, в конечном счете мы рискуем серьезными неисправностями мотора, что в последующем обойдется в куда большую сумму ремонта.

    Что такое катализатор: когда нужна его замена

    Стоит ли менять катализатор

    Автовладельцу, который оказался в такой ситуации, когда у него на машине износился и вышел из строя катализатор, необходимо решить, будет ли он заменять такой фильтр выхлопных газов или выполнять его удаление. Большинство автовладельцев склоняются ко второму варианту, что объясняется крайне высокой стоимостью катализаторов, которые на современные автомобили могут иметь цену в 200-300 тысяч рублей и более.

    На западе сегодня существуют крайне жесткие экологические правила, поэтому все автомобили оснащаются такими катализаторами. Тогда как в России законодательство в области токсичности выхлопных газов не столь строгое, поэтому можно, вырезав такой фильтрующий элемент, с лёгкостью вписываться в предельно допустимые показатели содержания тяжелых металлов.

    Нужно лишь вспомнить о том, что такое удаление катализатора — это достаточно сложная процедура, правильно выполнить которую могут исключительно специалисты.

    Необходимо не только просто физически удалить фильтр из одной из банок, но и установить соответствующие датчики обманки, которые позволяют правильно работать блоку управления двигателем и расходомеру воздуха, даже при вырезанном нейтрализаторе.

      Поэтому при необходимости выполнения такого ремонта следует обращаться исключительно к специалистам, которые имеют большой практический опыт работы.

    Удалив катализатор из системы, можно не только сэкономить на его последующей замене, но и обезопасить себя от выхода из строя двигателя, внутрь которого попала керамическая пыль от разваливающегося фильтра.

    При выполнении такой работы увеличивается мощность двигателя, одновременно сокращается расход топлива.

    Нужно лишь помнить о том, что могут возникнуть определенные проблемы при поездках на такой машине в страны Западной Европы, где можно получить штраф за использование не экологичного авто.

    Что такое катализатор: когда нужна его замена

    Выводы

    Современные автомобили оснащены катализаторами, основное назначение которых – это улучшение показателей экологичности выхлопных газов.

    К сожалению, это чрезвычайно дорогой и не слишком долговечный элемент, который даже на лучших машинах выдерживает не более 100 000 километров, после чего требуется его замена или своевременное удаление.

    А вот на недорогих авто эконом-класса такой нейтрализатор может вовсе выдерживать не более 50 000 километров, что вынуждает автовладельца сразу же после покупки и завершения срока гарантии проводить соответствующий тюнинг и удалять катализаторы из своих автомобилей.

    13.09.2019

    Источник: http://cartechnic.ru/articles/na_kakom_probege_luchshe_vyrezat_katalizator

    Удалить или заменить катализатор? Выбираем оптимальный способ | ЦВС

    Поэтому давайте разберемся – что же такое катализатор? Для чего он нужен, можно ли обойтись без него и какие варианты замен существуют сегодня на рынке? Для чего нужен датчик лямбда-зонд и можно ли его отключить?

    Катализатор – это элемент выхлопной системы современного как бензинового, так и дизельного двигателя, который устанавливается непосредственно на выпускном коллекторе, либо за ним и служит для:

    • Первичного отвода выхлопных газов высокой температуры от двигателя (функции пламегасителя)
    • Фильтрации выхлопных газов по выбросам CO2 и NO2 до необходимого минимального уровня экологического стандарта, указанного заводом-изготовителем: ЕВРО-2,3,4, а с 2014 года и ЕВРО-5 (как правило, на автомобилях класса ЕВРО-3 и ЕВРО-4 располагается по два, друг за другом расположенных, либо объединенных в один блок катализатора, второй из которых называется в народе «дожигателем»)
    • Загорелась лампочка «Check Engine» или в простонародии «чек», «двигатель», «мясорубка»
    • Резко увеличивается расход топлива
    • На диагностике сканер дает результат : ошибка Р0420,0421 или Р0430,0431 – «Низкая эффективность катализатора» (возможны варианты «Низкая эффективность катализатора банк 1», «Низкая эффективность катализатора банк 2», «Pollution»
    • На диагностике сканер выдает ошибки по лямбда-зондам «Обрыв цепи нагревателя датчика кислорода банк 1 датчик 1», «Обрыв цепи нагревателя датчика кислорода банк 1 датчик 2», «Обрыв цепи нагревателя датчика кислорода банк 2 датчик 1», «Обрыв цепи нагревателя датчика кислорода банк 2 датчик 2», «Низкая электрическая цепь подогреваемого датчика» и другие ошибки, связанные с датчиком кислорода
    • Автомобиль теряет динамику, приемистость, плавают обороты двигателя. Вплоть до того, что автомобиль начинает плохо заводиться, глохнуть, зачастую в жару
    • Двигатель начинает троить. появляются пропуски зажигания
    • Появляется неприятный запах из-под днища автомобиля
    • Начинают течь прокладки клапанных крышек, выдавливать сальники из-за противодавления в системе
    • Появляется шёрох или дребезжание в выхлопной системе от рассыпающегося катализатора

    • Автомобиль переходит в работу на «аварийном режиме» — смесь устанавливается на среднее значение, идет перерасход топлива и как следствие, недогаревшее топливо накапливаясь на сотах катализатора, сгорает непосредственно на нем, вызывая его дальнейшее прогарание и разрушение.
    • Увеличивается количество выбрасываемых вредных веществ в атмосферу (актуально для автомобилей посещающих страны Европы и Прибалтики – верный шанс попасть на штраф от экологической полиции)
    • Излишнее противодавление в системе действует в сторону двигателя и приводит к дополнительной нагрузке и износу прочих систем автомобиля (забитый катализатор, все равно что «заложенный» нос), в том числе оказывая дополнительную нагрузку на эластичные детали, как сальники, прокладки, патрубки.
    • Пропуски зажигания ведут к увеличенному износу системы газораспределения, зажигания и кривошипно-шатунному механизму
    • Выбить забившийся керамический катализатор может самими выхлопными газами, что в свою очередь способно привести к довольно затратным последствиям, осколки могут попасть в последующие детали и привести их в негодность, что приведет к дополнительным расходам на  ремонт и замену деталей.

    • На турбированных автомобилях особенно опасно запускать проблему с катализатором, в том числе и неграмотно его удаляя – оставшаяся пыль или осколки от старого катализатора могут попасть в цилиндры двигателя в результате разрежения, создаваемого турбиной, после чего понадобиться дорогостоящий ремонт двигателя. Также в неисправном состоянии катализатор значительно снижает ресурс самой турбины в два-три раза!

    Почему отремонтировать катализатор — это выгодно, читайте здесь

    Так как же поступить, если по результатам осмотра и диагностики оказалось что катализатор вышел из строя? Наш сервис предлагает вам рассмотреть следующие варианты решения данной проблемы :

    • Удалить забившийся катализатор :

    1. Вырезать из корпуса или вварить трубу вместо него (от 2000р.)

    2. Вырезать с установкой обманки на второй кислородный датчик (для автомобилей после 2000 года выпуска — от 3500р.) 

    3. Вырезать с последующим программным отключением датчика лямбда-зонд (переход на ЕВРО-2 — от 8000р.)

    • Заменить катализатор на пламегаситель :

    1. Изготовить пламегаситель в корпусе родного катализатора (от 3500р.)

    2. Вварить качественный трехслойный пламегаситель из нержавеющей стали (от 4000р.)

    3. Вварить бюджетный пламегаситель-стронгер (от 3000р.)

    • Установить новый катализатор ЕВРО-4 и ЕВРО-5

    1. Установить новую оригинальную деталь

    2. Установить новый картридж-блок катализатора в корпус родного (от 9000р.)

    3. Установить новый корпусной универсальный катализатор (от 11000р.)

    Правильно определиться с выбором варианта  вам помогут наши специалисты, проконсультировав вас как по телефону, так и непосредственно в самом сервисе, проведя бесплатную диагностику и осмотр вашего автомобиля.

    И напоследок расскажем о том, что же такое — кислородный датчик или лямбда-зонд.

    Лямбда-зонд (датчик кислорода) – это электронный датчик системы управления бензиновым двигателем, непосредственно влияющий на образование топливной смеси и регулирующий ее подачу в цилиндры.

    Существуют две разновидности датчиков лямбда-зонд : первый или так называемый «диагностирующий» — располягается ДО катализатора на всех современных автомобилях класса ЕВРО-2 и выше, второй или так называемый «контролирующий» — располагается ЗА катализатором на всех современных автомобилях начиная с класса ЕВРО-3.

    Принцип работы системы управления двигателем с использованием датчиков лямбда-зонд :

    • Выхлопные газы, в том числе с недогаревшим топливом поступают в выпускной коллектор
    • Далее из него они попадают под контроль первого датчика лямбда-зонд, который замеряет концентрацию вредных газов до их прохождения по катализатору, отправляя собранную информацию на блок управления двигателем
    • Затем выхлопные газы проходят через катализатор, где посредством химической реакции за счет нагрева, вредные частицы оседают на «сотах» катализатора и после попадают под контроль второго датчика лямбда-зонд, который замеряет концентрацию выхлопных газов и отправляет снятые показания также на блок управления двигателем
    • В свою очередь блок управления двигателем сравнивает показания между датчиками кислорода (датчики лямбда-зонд) и дает команду на образование топливовоздушной смеси, для оптимальной концентрации выбросов в атмосферу.

    Источник: https://www.zamenakata.com/o-katalizatore

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector