В любом современном автомобильном двигателе поточная диагностика неисправностей и корректировка регулировочных данных проводится с помощью электронных систем. Все инжекторные двигатели ВАЗ, в том числе восьмиклапанный мотор на 2110, оборудованы системой управления двигателем. Каждый из важных показателей контролируется с помощью массы датчиков и датчик детонации — один из них.
Датчик детонации ВАЗ 2110 — назначение прибора
Детонация — это довольно неприятное явление, вызванное самопроизвольным неконтролируемым возгоранием топлива в камере сгорания.
Она может возникнуть вследствие многих причин — некачественное или несоответствующее степени сжатия топливо, неправильная работа свечей зажигания.
Но в основном детонация возникает из-за неправильно установленного угла опережения зажигания.
Датчик детонации поможет выявить возникновение нежелательных явлений в работе двигателя.
Именно в этом случае датчик детонации поможет установить возникновение нежелательного процесса ещё в самой начальной стадии, передать информацию о начинающейся детонации на электронный блок управления двигателем. ЭБУ в свою очередь, подкорректирует угол опережения зажигания автоматически так, чтобы противостоять начинающейся детонации.
Плюсы рабочего датчика
Рабочий датчик детонации полностью избавит двигатель от перегрева, обеспечит экономию бензина и оптимальную мощность и тягу.
Принцип работы и расположение
Слишком раннее зажигание грозит перегревом двигателя, возникновением детонации, падением мощности и перерасходом топлива. Слишком позднее — тем же, но при этом запустить двигатель, особенно холодный, достаточно сложно.
Пьезоэлектрический датчик детонации преобразует вибрации и шумы в головке блока в электрический импульс и передаёт эти данные на электронный блок управления — чем большее единоразовое давление на датчик (микровзрыв, повышенная вибрация), тем сильнее сигнал с него.
На ВАЗ-2110 устанавливаются датчики детонации двух типов.
Типы
Различают два типа датчиков детонации:
- резонансного типа;
- широкополосный датчик.
Схема датчиков детонации.
Первый тип датчика настроен на колебания определённой частоты, он более точный и применяется на автомобилях выпуска после 2002–2003 годов. Широкополосный датчик воспринимает весь спектр частот и его показания носят приблизительный характер, а диапазон передаваемого сигнала достаточно широк.
Два типа датчиков невзаимозаменяемые и перед проверкой и установкой нового необходимо точно знать, какой тип датчика установлен на двигателе.
Датчик детонации на ВАЗ-2112, расположен на передней части двигателя, рядом с масляным щупом.
Датчик вкручивается в блок цилиндров с левой стороны под свечами, его замена и диагностика занимают несколько минут.
Признаки неисправности
Перед тем как менять датчик детонации, убедимся в том, что он не работает. Чаще всего поломка датчика заключается в обрыве цепи. Это выражается в первую очередь в перегреве двигателя и потере мощности. Кроме этого, может загораться контрольная лампа Check Engine при увеличении нагрузок на двигатель, мотор может троить и работать нестабильно независимо от оборотов.
При выходе из строя датчика детонации загорается Check Engine.
Поиск
Поиск неисправности проще всего начинать со считывания кодов ошибок. В зависимости от типа ошибки, будем принимать соответствующие меры:
- код 0325, говорит об отсутствии контакта в цепи датчика, вероятнее всего, окислились разъёмы датчика и в этом случае достаточно прозвонить его цепь и зачистить контакты;
- при той же ошибке возможно, что ремень ГРМ проскочил на один зуб, не мешает проверить правильность установки ремня по меткам;
- 0326, 0327 — низкий сигнал с датчика детонации, для начала проверим контакты и момент затяжки гайки фиксации устройства, затягивать её нужно с усилием 10–23 Нм, только тогда датчик будет работать корректно;
- 0328 — сигнал с датчика превышает норму, в основном эта ошибка говорит о неисправности датчика.
В зависимости от производителя, цена датчика может быть как 1200 рублей (Bosch, артикул 2112–3855010 или 0 261 231 046), так и 200–300 рублей за устройство отечественного производства. Их артикулы 18.3855–01/18.3855, 18.3855–01 и 2112–3855010.
Проверка датчика
Но для начала убедимся в том, что датчик вышел из строя. Для этого нам понадобится обычный мультиметр. Проверку проводим в такой последовательности:
- Снимаем датчик с двигателя.
Демонтируем датчик детонации.
- Устанавливаем мультиметр в режим измерения напряжения в диапазоне 200 мВ.
- Устанавливаем один щуп на разъем датчика или на корпус (в случае с проверкой резонансного датчика), второй на другой разъем.
- Постукивая по корпусу датчика отвёрткой, контролируем показания мультиметра. Исправный датчик при воздействии на него таким образом будет выдавать сигнал разной величины — чем сильнее удар, тем выше уровень сигнала.
Исправный датчик.
- Проверяем сопротивление пьезоэлемента. Выставляем мультиметр в режим измерения сопротивления и проводим замер. Исправный датчик сразу выдаст около 9–10 мОм. Неисправный пьезоэлемент либо покажет бесконечное сопротивление, либо незначительное, несколько десятых Ома. В последнем случае датчик пробит и требует замены.
Видео о проверке датчика детонации
Замена датчика детонации
Замена датчика займёт несколько минут, но для установки нового устройства нам будет необходим динамометрический ключ. Датчик находится на блоке цилиндров в районе масляного щупа.
Для начала выключаем зажигание и снимаем колодку проводов с датчика. После этого откручиваем и вынимаем старый прибор, устанавливаем новый.
Затягиваем гайку крепления с моментом от 10 до 23 Нм.
Для демонтажа резонансного датчика понадобится ключ на 22. Для демонтажа широкополосного датчика используем ключ на 13.
Удачной всем замены и стабильной работы двигателя!
Видео о заменен датчика детонации
Источник: http://carfrance.ru/datchik-detonacii-vaz-2110-proverka/
Как определить неисправность датчика детонации. Причины неисправности датчика детонации
Многие автомобилисты сталкиваются с вопросом, как проверить ! Для начала не мешало бы разобраться, что же это за устройство, каковы его функции, и как именно он работает.
Как проверить датчик детонации – виды поломок
Таким нехитрым термином называется устройство, отвечающее за определение момента появления , и является датчиком электронной системы, которая контролирует работу двигателя авто во время впрыска топлива. Его принцип работы основывается на пьезоэффекте.
Таким образом, как только появляется детонация, немедленно возникает и вибрация в двигателе, что, в свою очередь, приводит к сжатию пьезоэлектрической пластины, находящейся в датчике
. В результате этого на концах пластины возникает разность потенциалов.
К сожалению, данный прибор не является исключением и, как все детали автомобиля, иногда выходит из строя.
В этом случае на панели управления загорается соответствующий индикатор, мотор, правда, работает в полную силу, и автомобиль будет ездить, как обычно.
Так как датчик детонации является электронным устройством, то и, соответственно, основные неисправности, возникающие в нем, связаны именно с электроникой
. Таким образом, этот прибор выходит из строя, если:
- произошел обрыв его сигнального провода ;
- оборвалась экранирующая оплетка провода данного устройства;
- произошло замыкание на массу;
- или же замкнуло бортсеть одного из проводов датчика;
- могут возникнуть неисправности в самом приборе;
- кроме того, любые поломки блока управления движком также будут способствовать некорректной работе датчика.
Датчик детонации – признаки неисправности электроники
Во всех этих вышеперечисленных случаях необходима проверка , осуществляется же она следующим образом. В случае, если произошел обрыв сигнального провода , необходимо срочно проверить, насколько надежно подсоединены розетка жгута и вилка самого датчика.
Если же с подсоединением все в порядке, тогда следует оценить, в каком состоянии находятся контакты розетки, и при необходимости заменить их.
Также можно посмотреть и на состояние жгута, для этого его следует отсоединить от прибора и при выключенном зажигании проверить целостность цепи с помощью омметра.
Если же произошел обрыв экранирующей оплетки, то первым делом следует проверить надежность подключения вилки прибора и розетки жгута. В принципе, практически все действия будут аналогичны предыдущим, только в завершении следует проверить целостность экранирующей оплетки.
Что же касается замыкания на массу, так с ним действовать следует так: отсоединяем блок и датчик детонации от жгута проводов и проверяем состояние цепи.
Выключив зажигание, необходимо при помощи омметра проверить соединение цепи жгута и массы движка. Если обнаружена какая-либо неисправность, то ее следует устранить в срочном порядке.
И в завершении включаем зажигание и проверяем корректность работы прибора.
Проверка датчика детонации и бортсети
Когда речь идет о замыкании бортсети, нужно в первую очередь отсоединить защитный чехол его розетки и при включенном зажигании проверить напряжение между розеткой и массой движка.
Если оно пределах 12 В, то, отключив зажигание, проверьте, не произошло ли замыкание в цепи жгута и электропитанием системы управления.
Что же насчет проверки на неисправности самого прибора, так тогда по нему необходимо просто постучать каким-либо не металлическим предметом (при этом двигатель должен работать на холостом ходу), а затем проверить с помощь вольтметра наличие сигналов.
В случае его неисправности следует обратиться в специализированный центр по ремонту, либо заменить прибор на новый. Проверка же блока осуществляется оценкой состояния его контактов.
Таким образом, можно сказать, что существует довольно много причин, по которым может прийти в негодность датчик детонации, признаки неисправности при этом определить довольно просто, единственное, что потребуется для этого, так это немного времени и терпения. На этой оптимистичной ноте диагностику можно считать освоенной.
Одна из желательных обязанностей современного водителя – знать, как проверить датчик детонации и на что он влияет. Впрочем, просветиться насчет остальных датчиков тоже никому не помешает. Ибо нередки случаи, когда приборная доска начинает мерцать, как новогодняя елка, а хозяин машины впадает либо в полное игнорирование, либо в дичайшую панику.
Без сомнения, электронизация автомобиля облегчила общение с ним, и серьезно упростила контроль над состоянием его здоровья. Но без хотя бы начальных теоретических знаний и практических навыков вся начинка превращается в набор бессмысленных и не информативных деталей.
Да, автосервисов нынче столько, что найти их можно даже в полузабытом захолустье.
Но в случае подмигивания консоли нужно знать, насколько серьезно вы попали: доедете ли до ближайшего СТО, пусть и потихоньку, медленно, или надо проситься мимо проезжающему транспорту на буксир.
Ведь поломка может быть не слишком опасной, позволяющей проехать еще километров 300-500, а то и больше, но может оказаться настолько болезненной, что без срочного и пристального внимания восстановление автомобиля обойдется в немалые деньги.
Как проверить датчик детонации и на что он влияет
, в чем состоят его функции, мы и расскажем в этом материале. Постараемся сделать это подробно, но не скучно и доступно.
Зачем нужен ДД? Детонация – явление, чрезвычайно опасное для движка. Постоянные и усиливающиеся взрывы в камере сгорания могут вызвать разрушение блока цилиндров. До появления электронного управления коррекция проводилась вручную, поворотом крышки распределения зажигания в зависимости от октанового показателя топлива.
На современных движках она зафиксирована неподвижно, а функцию регулировки берет на себя ЭБУ, ориентируясь на данные, полученные от ДД. Основной его составляющей является пьезоэлектрическая пластинка, на разнесенных концах которой при микровзрывах появляется напряжение. Превышение им определенного порога ведет за собой подачу сигнала ЭБУ.
Сразу утешим непросвещенных: при выходе датчика из строя ехать на машине можно, и даже слишком осторожничать не нужно. Однако, переставая получать данные от датчика, ЭБУ принимает превентивные меры и выставляет запаздывание зажигания. Это влечет за собой некоторые последствия:
- расход топлива заметно вырастает и может достигнуть 15-20%;
- мощность двигателя падает; при повышенных нагрузках (к примеру, движение в горку с грузом) приходится добавлять оборотов, чтобы выгрести. Последствия: перегрев и более быстрый износ;
- привычной резвости можно больше не ожидать. Разгоняться вы будете, как на старой «копейке», обогнать фуру, к примеру, станет затруднительно;
- появится дымный выхлоп, что является дополнительным неудобством: вы не сможете понять, что начались проблемы, которые сопровождаются подобным симптомом.
Одним словом, платить придется больше, а ездить – хуже. и учиться кататься философски и не торопясь.Наиболее надежной проверкой, безусловно, является сканирование профессиональным инструментом. Однако до посещения СТО нужно удостовериться, что сбоит именно он. Загоревшаяся контрольная лампа вовсе не является стопроцентным указанием, что именно он вышел из строя.
Могут окислиться контакты, может быть перебита проводка – существуют сотни причин появления тревожного огонька. А сканирование, заметим, бесплатно вам никто не проведет. Поэтому лучше точно выяснить, что неполадка вызвана именно им, чтобы зря не тратить деньги. Для примитивной проверки потребуется только чувствительный вольтметр.
- Датчик детонации демонтируется с борта автомобиля;
- Измерительный прибор переводится в режим измерения милливольт – иначе показательной картины не получится.Плюс вольтметра (обычно маркирован красным) подключается к сигнальному проводу датчика;
- Минус, черного цвета, подсоединяется к массе ДД (в этом месте проходит болт);
- Дальше можно зажать датчик в кулак и постукивать им по столу с разной силой, а можно легонько ударять по его корпусу пластиковой ручкой отвертки;
- Прибор должен фиксировать меняющееся напряжение. Для разных датчиков колебания могут составлять 30-40 мВ (цифра предварительно уточняется по прилагаемому руководству или другой технической документации). Если изменения отсутствуют, датчик без всяких сомнений следует заменить.
Человек, знающий, как проверить датчик детонации и на что он влияет, не будет слишком затягивать с этим делом. Достаточно помнить, что ежеминутно во время эксплуатации в выхлопную трубу зря улетают деньги, а движок стареет с незапланированной скоростью – и замена ДД начинает казаться пустячным происшествием, каковым, собственно говоря, и является.
Детонация в двигателе внутреннего сгорания – явление не только неприятное, но и опасное. Вызвано оно, как правило, некачественным топливом, или же сбоями в системе зажигания. Низкое октановое число бензина, а также нарушение угла опережения зажигания приводят к тому, что топливная смесь не воспламеняется от искры свечи, а самопроизвольно взрывается в цилиндре в конце такта сжатия. Этот процесс сопровождается высокими ударными нагрузками на все без исключения элементы поршневой группы.
Самым известным признаком детонации является характерный стук (цокот) поршневых пальцев. Избавиться от детонации в карбюраторном двигателе можно исключительно вручную, путем проворачивания крышки трамблера в ту или иную сторону (в зависимости от качества топлива). В современных автомобилях (инжекторных) всем управляет электронный блок управления (ЭБУ).
Датчик детонации
Для выявления детонации в инжекторном двигателе служит специальный датчик, который устанавливается на фронтальной стороне блока цилиндров. Некоторые современные автомобили могут быть оборудованы несколькими такими приборами.
Датчик детонации признаки неисправности
Датчик детонации (ДД) имеет электромеханическую конструкцию на основе пьезоэлемента. По своей сути – это акселерометр, т.е. прибор, преобразующий механическую энергию в электрическую. При возникновении вибрации датчик вырабатывает напряжение, которое подается на ЭБУ, причем, чем больше вибрация, тем больше напряжение.
Ссылаясь на полученные данные, контроллер регулирует угол опережения зажигания.
Виды датчиков детонации
Существует два вида ДД:
- резонансные;
- широкополосные.
Резонансный датчик по форме напоминает бочонок, и срабатывает лишь при существенном изменении детонационной частоты. Широкополосный ДД имеет форму таблетки. Он способен фиксировать не только частоту, но и весь спектр детонационного шума.
Резонансные и широкополосные датчики не являются взаимозаменяемыми, поэтому при возникновении необходимости замены ДД нужно точно определить его вид.
Признаки неисправности датчика детонации
Основными признаками неисправности датчика детонации являются:
- появление на панели приборов надписи «Check Engine»;
- снижение динамических показателей;
- дымный выхлоп;
- появление характерного стука в блоке цилиндров.
При загорании лампы «СНЕСК» потребуется помощь специалиста со сканером. Только считав код ошибки, можно определить, что это именно датчик детонации вышел из строя.
Для инжекторных автомобилей российского производства семейств «Лада» и «Самара» характерны следующие коды ошибок:
- 0325 – обрыв проводки или отсутствие контакта в разъеме ДД;
- 0326, 0327 – слабый сигнал датчика, или недостаточный момент затяжки при закручивании.
Причины выхода ДД из строя
На практике сам по себе датчик может служить очень долго, и ломается довольно редко. Если все же это произошло, то причиной этому могут послужить:
- нарушение целостности проводки датчика;
- замыкание на «массу»;
- загрязнение или окисление контактов ДД в разъеме;
- механические повреждения датчика.
Как проверить датчик детонации на работоспособность самостоятельно
Для проверки ДД на работоспособность необязательно обращаться на станцию техобслуживания, тем более, если вы являетесь владельцем отечественного автомобиля. Для этого потребуются лишь гаечный ключ, которым нужно выкрутить датчик, и мультиметр.
Здесь сразу нужно обозначить, что способ проверки ДД для отечественных авто омметром на сопротивление, нередко встречающийся в «полезных» советах – занятие бесполезное, так как наши датчики имеют огромное сопротивление, измерить которое практически невозможно. ДД импортных машин имеют различное сопротивление, поэтому определить работоспособность прибора можно только пользуясь мануалом для определенного авто с четкими характеристиками датчика.
Более простой способ проверки ДД – проверка с помощью вольтметра. Демонтировав датчик, подключите к его клеммам щупы мультиметра, включенного в режиме вольтметра, установив диапазон 200 мВ.
Далее легонько постучите по датчику каким-нибудь предметом, или по поверхности, на которой лежит ДД. Если датчик исправен, вольтметр должен зафиксировать напряжение в пределах 10-50 мВ (для разных датчиков этот показатель может быть разным).
В случае если вольтметр не фиксирует никакого напряжения, датчик необходимо заменить.
Дополнительно о датчиках детонации, а также о проверке их на работоспособность вы можете узнать из видео по теме
Многим автолюбителям знакома ситуация, когда после останова двигателя он продолжает детонировать, то есть некоторое время хаотично вращаться, «дергаться», вплоть до полной остановки. В случае заправки авто некачественным бензином во время движения, особенно на повышенной нагрузке, автомобиль может также проявлять неравномерный характер вращения двигателя. Налицо эффект детонации двигателя.
Источник: https://www.autoglim.ru/the-engine-fuel-system/how-to-determine-the-malfunction-of-the-knock-sensor-causes-of-malfunction-of-the-knock-sensor/
Датчик детонации ВАЗа-2110: описание, функции, возможные неисправности :
В конструкции двигателя имеется множество вспомогательных систем и механизмов.
Работу силового агрегата невозможно представить без датчика коленвала, температуры охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки и многих других элементов. Далеко не последнюю роль играет и датчик детонации.
ВАЗ-2110 тоже им оснащается. Для чего нужен этот элемент? Как его проверить и почему он выходит из строя? Об этом мы расскажем в нашей сегодняшней статье.
Назначение
Исходя из названия становится понятно, что данный датчик служит для контроля детонации в машине. Установлен такой элемент на всех инжекторных автомобилях.
Что касается карбюраторных «десяток», в их двигателях такой механизм отсутствует. Благодаря работе данного элемента реализуется более сбалансированное приготовление смеси.
Это позволяет снизить расход топлива и повысить приемистость двигателя.
Что такое детонация? Это процесс самостоятельного воспламенения горючей смеси, который сопровождается существенной ударной силой. Наряду с этим возникают посторонние металлические звуки (будто стучат пальцы в поршневой).
Где находится?
Располагается датчик детонации на ВАЗе-2110 (8 клапанов) между вторым и третьим цилиндром двигателя. Такое же место расположения элемент имеет и на 16-клапанных моторах. Таким образом, датчик детонации на ВАЗе-2110 находится в центре блока ДВС. Аналогично его расположение на «Калине».
Если возникает по каким-то причинам детонация двигателя, стук будет считываться датчиком и сигнал пойдет далее на блок управления.
Конструкция. Как работает?
Устроен данный элемент весьма просто. Он состоит из сигнального провода, пьезоэлектрического элемента, оплетки и вибрационной пластины.
Ключевой элемент датчика детонации ВАЗа-2110 – это пьезомеханизм. При возникновении детонации мотор вибрирует. На входе и выходе пьезомеханизма создается напряжение (разность потенциалов).
Если напряжение на одном из концов стало выше нормы, датчик начинает корректировать данный процесс. Наряду с этим желтой лампой на панели приборов будет подаваться сигнал «Проверьте двигатель».
Детонация двигателя – причины
В каких ситуациях возникает данный процесс? Детонация может происходить по нескольким причинам:
- Из-за использования низкооктанового топлива. Рекомендуемое ОЧ для «десятки» — 92. Если использовать топливо с октановым числом менее 92-х, существенно снизится детонационная стойкость. Смесь начнет самовоспламеняться подобно дизелю. Но при этом мотор ощущает сильную нагрузку. Это пагубно влияет на ресурс и исправность элементов поршневой.
- Ранее зажигание. Если неправильно выставлен угол опережения зажигания, машина будет постоянно детонировать. Как это определить? Проверить можно прямо на ходу. На скорости 50 километров в час нужно включить пятую передачу и нажать на газ. Если в районе двигателя слышны какие-либо стуки, значит, произошла детонация. Угол опережения зажигания нужно откорректировать.
- Свечи. Они должны точно соответствовать техническим параметрам и калильному числу. Также детонация может возникать из-за нагара на свечах, либо при их существенном износе.
- Нагар в камере сгорания. Такое обычно происходит на моторах с пробегом «за 200». Из-за нагара образуются отложения, которые формируют некую тепловую рубашку. В результате растет рабочая температура в камере, и смесь начинает самопроизвольно сгорать. А нагар может образовываться при износе маслосъемных колец.
Признаки неисправности датчика детонации ВАЗа-2110
Как определить, что данный элемент вышел из строя? К сожалению, никаких явных признаков кроме сигнала «Чек Энджин» на приборке вы не обнаружите. Если автомобиль оборудован бортовым компьютером, то наряду с этим загорится ошибка датчика детонации «34». Среди косвенных признаков стоит отметить:
- Уменьшение мощности двигателя.
- Троение мотора на холостых оборотах.
- Увеличенный расход топлива. Но как правило, он возрастает лишь в пределах погрешности.
Почему датчик детонации выходит из строя?
Происходит это по нескольким причинам:
- Вследствие обрыва сигнального провода.
- Из-за замыкания датчика «на массу».
- При обрыве экранирующей оплетки провода.
- При замыкании бортовой сети одного из проводов (однако случается данная проблема довольно редко).
Но какой бы ни была причина, выяснить работоспособность элемента поможет только диагностика. Как это сделать самостоятельно, мы расскажем ниже.
Проверка датчика своими руками
В случае, если произошел обрыв сигнального провода или экранирующей оплетки, нужно проверить целостность крепления вилки датчика детонации и розетки жгута. Также следует посмотреть, в каком состоянии находятся сами контакты розетки. Если они окислились, стоит применить спецсредства.
Но более детально обследовать элемент можно только после его снятия. И для диагностики нам понадобится мультиметр. Данный прибор необходимо выставить в диапазон 200 мВ. После этого подсоедините минусовой и плюсовой провод к выводам датчика и металлическом кольцу.
Обратите внимание: масса и сигнальный провод – это две разных детали. Не стоит их путать между собой. При проверке по датчику нужно слегка постучать металлическим предметом. Если элемент исправен, он будет детонировать. На экране мультиметра изменятся значения.
Еще датчик детонации «десятки» можно обследовать на внутреннее сопротивление. Для этого отсоединяем жгут элемента и проверяем целостность цепи в режиме омметра. Обратите внимание, что внутреннее сопротивление должно стремиться к нулю.
Бывают ситуации, когда датчик исправен, но на панели все равно выдает ошибку. В таком случае нужно проверить всю электронную цель. Искать место обрыва весьма проблематично, поэтому самый быстрый и оптимальный способ решения – замена полностью колодки с проводкой.
Как поменять датчик?
Если данный элемент все же вышел из строя, его нужно заменить. Благо, запчасти на ВАЗ-2110 можно найти в любом магазине за небольшую цену. Новый датчик детонации будет стоить не более 250 рублей. Как произвести его замену? Сначала нужно найти сам элемент. Как мы уже сказали ранее, он находится между вторым и третьим цилиндром.
Затем при помощи ключа на 12 миллиметров следует выкрутить крепежный болт. Далее требуется надавить на штекер фиксатора проводов и достать его наружу. После можно вытаскивать и сам датчик.
На следующем этапе устанавливается новая запчасть на ВАЗ-2110. Установив штекер с проводами, следует закрутить обратно крепежной болт ключом на 12.
На этом этапе замену датчика детонации на «десятке» можно считать законченной.
Заключение
Итак, мы выяснили, что такое датчик детонации, для чего он нужен и как его проверить. Деталь хоть и простая, но может изрядно насолить своему владельцу. Поэтому при появлении сигнала «Чек Энджин» нужно не медлить с его диагностикой.
Источник: https://www.syl.ru/article/371356/datchik-detonatsii-vaza—opisanie-funktsii-vozmojnyie-neispravnosti
Датчик детонации
Что это такое и зачем нужен датчик детонации
Любой опытный водитель прекрасно знает, что работа двигателя имеет очень сильную зависимость от угла опережения зажигания.
Ведь при опоздании данного параметра мощность двигателя заметно снижается, при этом, значительно возрастает потребление топлива, а мотор может очень быстро перегреться.
При запоздалом угле зажигания возникает, так называемая, детонация, которая заставляет клапана перегорать и снижает мощность двигателя.
Дело в том, что узнать о том, произошла детонация или нет, мы не можем, так как не имеем доступа к камере сгорания двигателя для его визуального осмотра. Однако, конструкторы автомобильной промышленности разработали специальное электронное устройство для двигателей с распределенным впрыском топлива, которое позволяет фиксировать это неприятное явление.
Датчик детонации устанавливается на двигатель внутреннего сгорания и подключается к блоку управления двигателем. Он фиксирует детонацию в камерах сгорания и задает такой режим работы двигателя, чтобы исключить возможность появления детонации в дальнейшем.
Такое устройство состоит из самого датчика, пластикового корпуса, который крепится к двигателю при помощи болта и специального штекерного разъема, который осуществляет присоединение датчика к электрической цепи автомобиля. Конструкция датчиков для разных моделей автомобилей может иметь существенные отличия, однако в целом, они выполняют одну и ту же функцию и, практически, не имеют различий по внутреннему устройству.
На ВАЗ 2114 датчик детонации располагается прямо под свечами зажигания рядом с масляным щупом и крепится на одном болте.
Признаки неисправности датчика детонации
В процессе эксплуатации датчик может выйти из строя и обнаружить это без бортового компьютера становится нереальным. Для счастливых обладателей этих устройств есть два признака, по которым можно определить, что датчик находится в неисправном состоянии.
- Если бортовой компьютер автомобиля выдает ошибку под шифром Р0328. Он свидетельствует о слишком высоком уровне сигнала датчика детонации. Также, это может проявляться при повышенном шуме работы двигателя. После появления такой ошибки рекомендуется обратиться на станцию технического обслуживания для проведения диагностики неисправностей устройства.
- Второй шифр содержит цифры 0327, которые обозначают низкий уровень сигнала датчика детонации. Такое может возникнуть при длительном спуске на передаче или когда датчик нуждается в замене. В любом случае, потребуется диагностика устройства.
Кстати, обнаружить поломку датчика можно не только с помощью специалистов автосервиса. Для этого можно приобрести специальное оборудование, к которому он подключается для проверки.
Видео — Метод проверки датчика детонации (ДД)
Замена датчика детонации ВАЗ 2114
Езда с неисправным датчиком недопустима. Ведь, как и любое устройства контроля и регулировки режима работы двигателя, датчик детонации должен быть всегда в исправном состоянии, так как нарушение всех этих процессов может привести к серьезной поломке мотора.
В данном случае, возникающая детонация, помимо снижения мощности двигателя, действует разрушительным образом на мотор в целом. Детонация является, по своей сути, взрывом, который повышает давление в камере сгорания и разрушает поршни, клапана и может нанести серьезные повреждения цилиндру.
Поэтому своевременная замена неисправного датчика детонации является обязательной процедурой при техническом обслуживании автомобиля.
На ВАЗ 2114 предусмотрено два вида датчика: двухконтактные и одноконтактные. Данные устройства имеют существенные различия и применение одних, вместо других не допустимо. Покупайте только тот датчик, который должен стоять на вашем двигателе.
Одноконтактный датчик выкручивается торцовым ключом. Перед этим необходимо выключить зажигание и снять с него электрическую проводку.
В случае с двухконтактным датчиком, выкручивается не он сам, а гайка, на котором он крепится. Перед снятием нужно также, отключить зажигание и снять штекер с проводами.
После этого установите новый датчик, затяните крепление и наденьте на него провода. Для устранения всевозможных ошибок необходимо снять клемму аккумулятора, примерно, на 30 секунд и снова подключить.
На этом замена датчика завершена. Удачи на дорогах!
Источник: https://VipWash.ru/dvigatel/datchik-detonacii
Проверка и замена датчика детонации ВАЗ 2114
Практически все современные бензиновые двигатели имеют электронную систему управления двигателем. Автомобиль ВАЗ 2114 не исключение – системой распределенного впрыска управляет электронный блок.
Блок контролирует работу различных датчиков, и на основании их показаний регулирует подачу топлива и командует системой зажигания. Отказ любого из них ведет к сбоям в работе автомобиля.
Не является исключением и датчик детонации на ВАЗ 2114, от него тоже зависит стабильная работа мотора.
Расположение датчика детонации на ВАЗ 2114
- Устройство и предназначение
- НЕИСПРАВНОСТИ
- Проверка и замена
Устройство и предназначение
Основой датчика детонации (ДД) является пьезоэлемент, При механическом воздействии на нем вырабатывается электрический импульс, этот импульс поступает на блок управления двигателем. Электроника фиксирует возникновение детонации, и на основании полученных данных корректирует угол зажигания, тем самым защищая двигатель внутреннего сгорания (ДВС) от механических повреждений.
Чтобы узнать, где находится датчик детонации на ВАЗ 2114, нужно открыть капот и заглянуть под головку блока между вторым и третьим цилиндром, он устанавливается на блоке ДВС (это видно на исунке сверху). На 16-клапанном моторе его увидеть сразу будет сложнее, головка блока более массивная и закрывает обзор.
Всего существуют два вида ДД:
- Резонансные (одноконтактные),
- Широкополосные (двухконтактные) датчики.
Какие бывают ДД
Резонансный датчик детонации устанавливался на ранних выпусках автомобилей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 (у них полная взаимозаменяемость). В продаже он последнее время встречается редко, и цена детали довольно высокая.
Одноконтактный датчик детонации работает по принципу улавливания детонационной частоты, широкополосный же (двухконтактный) принимает всю шумовую полосу, а затем в ней определяет детонационный шум. Эти устройства не взаимозаменяемы, так как работают по разному принципу.
Замена проводки не решает проблему, поэтому при переделывании системы приходится менять и электронный блок управления (ЭБУ).
Но замена ЭБУ в конечном итоге оправдана, учитывая разницу в цене деталей. Резонансный ДД фирмы GM стоит приблизительно 2600 рублей. В то же время цена широкополосного ДД компании «Автоприбор» находится в пределах 230-320 рублей.
При желании запасную часть можно найти еще дешевле, например, двухконтактный ДД производства СтартВольт продается по цене 170-210 рублей.
Есть смысл один раз переделать всю систему, чем потом постоянно мучиться с поиском и заменой одноконтактного датчика детонации.
НЕИСПРАВНОСТИ
Есть определенные признаки неисправности датчика детонации на ВАЗ 2114, по которым можно судить о выходе детали из строя:
- Загорается контрольная лампа Check Engine в салоне автомашины;
- Автомобиль плохо разгоняется, чувствуется недостаток мощности;
- При резком нажатии на педаль акселератора (газа) возникает детонационный стук («стучат пальцы»);
- Двигатель перегревается, так как из-за неправильного показания пьезодатчика ЭБУ выставляет некорректный угол опережения зажигания.
Чаще всего причиной возникновения детонационных стуков является некачественный бензин.Возникает детонация также при перегреве двигателя, и при неисправном ДД она хорошо слышна.
Если признаки неисправности датчика детонации присутствуют, и при этом загорается лампа контроля двигателя на панели приборов, следует провести компьютерную диагностику.
Для этой цели лучшим вариантом будет воспользоваться диагностическим тестером «Аскан».
На сканере можно наблюдать все характеристики двигателя во время его работы на всех режимах, просматривать, какая присутствует ошибка датчика детонации.
Неисправности датчика детонации также определяются на сканере «Аскан», существуют коды ошибок:
- Ошибка 0326 – превышение допустимого уровня сигнала ДД.
- Ошибка 0327 – уровень сигнала слишком низкий;
- Ошибка 0325 – обрыв в цепи ДД.
Низкий уровень сигнала датчика детонации бывает не только из-за неисправного пьезодатчика, может быть плохой контакт в соединительном штекере или плохо прикручен сам датчик к блоку цилиндров. Возможно, на ДД окислились контакты, их можно попробовать зачистить наждачной бумагой.
Обрыв цепи датчика детонации на ВАЗ 2114 – три основные причины:
- Неисправна сама деталь;
- Не приходит питание или не поддается управляющий сигнал на контакты ДД;
- Заржавел корпус ДД в месте крепления в блоку цилиндров.
Если на корпусе ДД ржавчина, поверхность также зачищают «наждачкой», а при сильном окислении широкополосный датчик легче заменить – стоит он дешево.
Проверка и замена
Даже если сканер показал неисправность ДД, неплохо убедиться в неработоспособности детали.
Проверка датчика детонации производится с помощью омметра замером сопротивления или цифровым вольтметром – замером напряжения между контактами. Сопротивление у исправного ДД на моделях авто ВАЗ практически бесконечное, а вот если оно небольшое или отсутствует вовсе, датчик подлежит замене.
Напряжение замеряют следующим образом:
- Выставляют предел измерения на вольтметре 200 милливольт;
- К контактам датчика подсоединяют щупы прибора;
- По корпусу ДД аккуратно стучат любым средней тяжести предметом (отверткой, пассатижами);
- Смотрят в этот момент на показания вольтметра.
В момент удара напряжение на приборе увеличивается да 20-40 мВ в зависимости от силы удара. Чем сильнее удар, тем больше напряжение.
ЗАМЕНА
Замена датчика детонации на ВАЗ 2114 производится очень просто. Если ДД широкополосный, то нужен будет комбинированный ключ на 13, для одноконтактного датчика потребуется ключ на 22. Делаем следующим образом:
- Глушим мотор;
- Открываем капот;
- Разъединяем штекер разъема на проводах, идущих к ДД;
- Откручиваем гайку на 13 со шпильки (в 2-х контактном варианте) или сам пьезодатчик ключом на 22 (резонансный ДД);
- Ставим новую деталь на место, соединяем штекер.
Вот и все, очень просто. Еще нужно учесть момент затяжки – усилие небольшое, порядка 2 кгс/м². При большем усилии есть риск сорвать резьбу.
Источник: https://autovaz-2114.ru/electrical-equipment-in-the-car/proverka-i-zamena-datchika-detonacii-vaz-2114/
Чем опасна неисправность датчика детонации
Всегда помните, что оставив без должного внимания имеющуюся в автомобиле неисправность, вы, как правило, способствуете тотальному и износу и разрушению его деталей. В конечном итоге это может привести к дорогостоящему ремонту.
Даже если вы не слишком глубоко разбираетесь во внутреннем устройстве механизмов своего автомобиля, в ваших силах обеспечить их бесперебойную работу. Кто, как не вы, в первую очередь может обнаружить нестабильность функционирования некоторых узлов. Учитывая, что поездки с отдельными неисправностями могут иметь серьезные последствия, любой водитель должен хотя бы по минимуму знать принципы работы деталей своей машины, знать их ресурс, уметь определять и устранять банальные неполадки независимо от марки и модели авто.
Большинство современных автомобилей работают при помощи массы датчиков, неисправность которых, в основном, может быть установлена посредством компьютерной диагностики на сервисном оборудовании. Однако некоторые датчики дают о себе знать достаточно явно, и при должной внимательности водителя не составит особого труда определить, какой именно вышел из строя.
Детонационное сгорание топливно-воздушной смеси
С датчиком детонации проблемы возникают редко, только ни в коем случае исключать его не стоит. Он служит для контроля уровня детонации двигателя.
Дело в том, что небольшая часть топливно-воздушной смеси в цилиндрах мотора сгорает именно с детонацией. Происходит это при условии, что смесь несколько удалена от свечи зажигания и, нагреваясь, сгорает с образованием «взрыва».
При этом возникает характерный стук в кривошипно-шатунном механизме мотора, некоторые водители говорят, что «стучат пальцы».
На возникновение детонационного сгорания обычно влияют химический состав бензина (топливо с более высоким октановым числом несколько устойчивей к детонации) и конструктивные особенности мотора (как правило, чем выше степень сжатия в цилиндрах, тем более высокооктановое топливо необходимо автомобилю).
Принцип работы датчика состоит в том, что он при возникновении вышеуказанного явления посылает сигнал в блок управления двигателем, который производит корректировку настроек зажигания для ликвидации возникающей детонации.
В случае выхода из строя датчика детонации, автомобиль имеет слабую динамику разгона, двигатель на холостом ходу работает нестабильно, на панели приборов загорается сигнал “Check Engine”. Кроме того, увеличивается расход топлива, и, как следствие, появляются дымные выхлопы.
При неисправном датчике двигатель продолжает работать, однако блок управления уже не может корректно выставить угол опережения зажигания. Это чревато опасными последствиями. При детонационном сгорании топлива возникают высокие ударные нагрузки, повышается теплоотдача кривошипно-шатунного механизма.
В целом все это провоцирует значительный износ деталей двигателя, а значит, увеличивает вероятность его поломок. Чтобы уберечь двигатель автомобиля, достаточно своевременно выявить проблему и заменить датчик детонации.
- Датчик детонации
- Датчик детонации, ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, 2120
- Датчик детонации ВАЗ. Все о датчике детонации автомобилей ВАЗ.
- Датчик детонации, для чего он нужен и как проверить
- Войти на сайт
- или
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-851531-chem-opasna-neispravnost-datchika-detonacii